Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Съемка с эффектом случайного попутчика. Интервью с фотографом Кириллом Вахитовым

Пятый выпуск рубрики #достаточношедевр, и сегодня у меня в гостях Кирилл Вахитов — фотограф шаманов и людей силы, который задает неприятные вопросы, снимает #пиздажики, пишет роман и называет себя неприятным человеком.

— Первый и традиционный вопрос: расскажи, пожалуйста, о своем пути. Как ты решил стать фотографом? Ты же не всегда им был?

— Нет, я далеко не всегда им был, да и стал достаточно случайно, несмотря на то, что фотографирую очень давно. Я делал любительские съемки еще со студенчества. И вот в 2020 году совершенно случайно поехал в Москву по приглашению друга и взял с собой камеру. На съемки записалось достаточно много человек: вместо 4-5 дней я провел в Москве около двух недель, и все это время фотографировал. И, в общем-то, тогда стало понятно, что это достаточно актуально. 

— Круто! У тебя в шапке профиля написано: «Шаманю фотографии, фотографирую шаманов». Откуда такое позиционирование?

— Очень забавно! Как раз среди тех людей, которые фотографировались в 2020 году, была самая настоящая шаманка Нармина. Очень архетипическая шаманка: буйные кудри, глаза с поволокой, очень красивая. Так совершенно случайно я взял себе вот это «Шаманю фотографии, фотографирую шаманов», и оно неожиданно выстрелило! С одной стороны, безусловно, это маркетинг, нечаянный, но, тем не менее, маркетинг. С другой стороны, я тоже отношу себя к людям силы, не к шаманам, но плюс-минус близко. 

— Еще одна штука, которая меня очень цепляет в твоей работе как профессионально, так и лично. Ты же не классический инста-фотограф, у тебя нет всяких розовых зайчиков, рюшечек, финтифлюшечек, «успешного успеха»… Когда смотришь на твои фотографии, понимаешь, что это люди такие, какие они есть. Ты не замазываешь морщинки, не пытаешься попы сделать меньше. И тем не менее, мои коллеги очень бодренько выстраиваются к тебе в очередь. Я бы даже сказала, что фотосессия с тобой — это определенный мастхэв в моем инфополе. Как у тебя это получилось? С чем ты связываешь свой успех?

— Мне кажется главным то, что люди устали от глянца. Люди хотят видеть людей, и это абсолютно нормально. Это хорошо, потому что невозможно в Инстаграм зайти: все такие идеальные, что плюнуть не в кого )). А здесь нормальные живые люди с разными лицами, не с одинаковыми. 

Во-вторых, мне кажется, достаточно большая фишка в том, что я задаю дурацкие вопросы. Эти вопросы в какой-то мере помогают человеку раскрыться на съемке и, возможно, помогают после съемки что-то себе записать интересное, которое потом будет тоже в работе помогать. То есть, такая съемка плюс разговор с эффектом случайного попутчика. Вот. И нескромно скажу, что, может, я просто фотографирую хорошо. Бог его знает! )

— Про эффект случайного попутчика точно могу сказать — он действительно есть. Ты создаешь такую атмосферу, в которой лично мне было очень комфортно. И еще один вопрос про маркетинг: как ты сразу отсек всякие лавстори, съемки с детьми, тех самых розовых зайчиков? Не страшно было так узко нишеваться? 

— Нет! Не было страшно нишеваться, просто потому, что мне это было бы скучно. Я достаточно хорошо знаю, что мне нравится, и не люблю заниматься тем, что мне не нравится. 

Возможно, я скажу сейчас довольно спорную вещь, но в фотографии нельзя делать все и сразу. Нельзя одновременно снимать свадьбы, младенцев и фото для коммерческих журналов. Ты будешь все делать плохо. А когда ты нишуешься в определенной, достаточно узкой области, то специализируешься, и в этой сфере ты будешь хорош. Вот. И потом, у меня же это случайно получилось )).

— Ну, конечно!) Никакого прямого участия!

— Да!) Поэтому, как бы, оно само. 

— И вот мы дошли до темы неприятных вопросов. Откуда пришла идея, что надо их задавать, и какую роль они играют в процессе съемки? 

— Я всегда их задавал. Не было такой идеи, что их надо создавать. Другое дело, что я о них предупреждаю, потому что не всем это нравится, и не всем хочется впускать в свое пространство.

— А можешь привести примеры таких вопросов? 

— О чем твоя история? Кто ты? О чем ты? Что ты делаешь? Потом неприятные вопросы углубляются в саму историю модели. 

Отвечая на эти вопросы, человек делает это, в первую очередь, для себя, не для меня, хотя мне тоже интересно. И плюс для фотографа: очень важно менять мимику человека на съемке, иначе все фотографии получаются одинаковыми, а нам одинаковых фотографий не нужно. Нам нужны фотографии разные. 

Кроме того, мы предполагаем, что человек приходит с запросом, и чтобы этот запрос показать, показать человека, мне нужно знать, про что вообще история. 

— А не бывает такого, что человек говорит: «Что вы тут за фигню спрашиваете? А можно меня просто сфотографировать и все?»

— Нет, слава богу! Не было такого ни разу. Мне кажется, что я во всех соцсетях ставлю достаточно большой заградительный барьер, наверное, из-за чего меня тоже считают не очень приятным человеком и не добрым. И не добрым — это важно. Потому что я отсеиваю людей. Я хочу работать только с теми, с кем мне интересно. Это, может быть, звучит, с точки зрения, маркетинга не очень, а с точки зрения чисто человеческой звучит очень хорошо, потому что мне хочется комфорта.

— Вообще если честно, на некоторые твои вопросы лет десять назад мне бы было стремно отвечать. Это сейчас мне сорок лет, и я за эти годы наработала определенный уровень смелости, привыкла идти навстречу себе. Не было у тебя такого, что человек не раскрылся, а наоборот схлопнулся? 

— Нет, не было. Во-первых, у меня достаточно взрослые модели, то есть, я не то, чтобы не хотел работать с молоденькими девочками и мальчиками, но нет, не идут они ко мне. А люди в возрасте 35+, как правило, уже могут и себе, и другим ответить на очень разные вопросы, что приятно. 

Опять же, я не задаю неприятных вопросов всем. Бывает, что это совершенно другое: мы, например, дурью маемся. Чисто развлекалово для обоих участников процесса, которое может вылиться во что-то классное. 

И еще мне кажется, что работает отсев, люди понимают, что эти вопросы будут. И, как мне кажется, идут, в основном, не за фотографиями, идут за вопросами. Фотографии — это приятный бонус, который можно потом использовать или не использовать, положить в соцсети или не класть в соцсети. А основная цель — это все-таки… не хочется называть это психотерапией, поскольку я не психотерапевт, но «задавальщик вопросов». 

— Ага, видишь, ты сам сказал, что не со всеми это делаешь. И я уверена, что ты не всем задаешь одинаковые вопросы. 

— Да. Да! 

— Ты чувствуешь человека, что можно, а что нельзя. И я тоже сразу поняла, что ты видишь эти грани: куда заходить, а куда лучше не стоит. И вот кстати, с момента знакомства с тобой меня стала очень цеплять формулировка «неприятный человек». Я бы сказала, что ты очень приятный человек с личными границами. И это, на мой взгляд, абсолютно разные вещи…

— Не многим нравится, когда у другого человека хорошо очерчены личные границы. Не всем нравится.

— Ну мы же не сто долларов, чтобы всем нравиться. 

— Тоже верно.

— А еще по поводу конфиденциальности. Ты мне и лично проговаривал, и у тебя в закрепленном посте написано, что если человек не захочет, чтобы его съемка была обнародована, то  она не будет обнародована ни в коем случае. Было такое, что это правило применялось?

— Да. Процентов двадцать всех съемок я не показываю. Иногда очень обидно, потому что классные фотографии, но они очень личные. И просто физически, когда человек в слезах, в эмоциональном каком-то состоянии, это показывать не хочется. Это очень личные съемки. Они случаются редко, но случаются. 

— Спасибо! И скажи еще, что для тебя еще близко и важно, кроме фотографии? Если бы ты не был фотографом, чем бы ты занимался?

— Печеньки мне нравится делать!) На самом деле, я достаточно хорошо готовлю. Не на уровне шеф-повара, но на уровне хорошего первого помощника на корабле. Мне нравится стряпать, нравится выпечка, пироги всякие готовить, чем активно пользуются все домочадцы. 

Я хорошо пишу и очень много лет занимался тем, что зарабатывал журналистикой. Сейчас для меня возможность складывать слова больше для своего удовольствия. Еще мне нравится путешествовать. Такое guilty pleasure — сорваться куда-то в другой город, за тридевять земель просто так, потому что захотелось. Я его себе редко позволяю, поскольку есть определенные обязательства, но есть такое, что ты берешь с собой рюкзак, в рюкзаке зарядка, телефон и кошелек и больше ничего. 

Я бы смог зарабатывать на жизнь…иногда я думаю об этом…содержа какой-нибудь небольшой отель на берегу моря. Но, к сожалению, пока это тема по финансам закрытая.

— И последний вопрос. Я знаю, что у тебя на него заготовлен скромный ответ, но я из тебя это все-таки вытащу. Какой шедевр ты создаешь? Шедевр — это что-то, что ты создал, что тебе самому очень сильно нравится и при этом приносит пользу и/или удовольствие другим людям.

— Нет, я никакого шедевра не создавал и не создам. Думаю, что проект с пейзажами, в принципе, приносит людям некое удовольствие. У меня шедевральный ребенок ). А в остальном… Нет, я не считаю себя прям мега криэйтором, мне гораздо важнее сиюминутную пользу какую-то наносить. Добро. 

— А сиюминутная польза, добро — разве это не шедевр? 

— Не знаю. Не задумывался. 

— А вот задумайся!) Давай я тоже неприятные вопросы позадаю. 

— Ну, тогда, наверное, каждый разговор. Каждая съемка. Пусть будет так. 

—  Как результат или как процесс?

— Как процесс! Потому что это не Микеланджело, не Леонардо да Винчи, но мы же стараемся?!

— Да! И я бы еще как модель сказала, что ты создаешь совершенно особенное состояние. У меня ни на одной съемке не было такого чувства свободы, особенно если учесть, что мы не были до этого знакомы. И это тоже шедевр. 

 — Я рад! )

— Спасибо тебе за съемку и за это интервью! Мне было очень здорово с тобой пообщаться.

— Спасибо!

Видео версию интервью смотрите здесь: 

Ваша Анна Узунер, ментор по формированию предпринимательских навыков

Оставить комментарий